Информирование Получателей о закономерностях и особенностях речевого развития детей, методах и приемах развития речи.
Основные направления деятельности учителя-логопеда
1. Диагностическая деятельность (проведение исследований)
Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей и предполагает:
- раннее выявление детей с проблемами в развитии;
- стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.
- Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
- Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях образовательного учреждения, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- Коррекция звукопроизношения разными способами;
- Автоматизация звуков в речи;
- Дифференциация звуков в речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Закрепление знаний, полученных детьми на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
Просветительская деятельность учителя-логопеда подразумевает.
- На индивидуальных и групповых консультациях (родительских собраниях,, вебинарах, семинарах...) доводится информация об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
- В плане пропаганды логопедических знаний — повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы.
- Консультативная работа учителя-логопеда — это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Основные направления консультативно—просветительской работы учителя-логопеда с родителями:
- Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
- Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
- Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- Обучение основным приёмам коррекционно—развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
- Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
4. Методическая деятельность в помощь родителям
- разработка методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей (законных представителей) по оказанию логопедической помощи детям (буклеты, памятки, видеоролики...);
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи (рекомендации для родителей о приобретении наглядного материала для занятий с детьми на дому ).